Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

О мечте

Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе (Рим.12:16).

О мечте - Паздеры

О мечте

Когда я служил в армии, то второй год службы практически через сутки ходил в караул. Забрасывают тебя на огромный пост, и там только ты и автомат. Если бы я был в то время человеком верующим, я бы, наверное, молился и читал, но поскольку этого не было, то мне приходилось мечтать. Как начнёшь представлять, что скоро дембель и домой поедешь, так и радуешься, да и время летит. Мечтательность можно сказать меня спасала.

В современном обиходе слово «мечта» имеет исключительно положительное значение. От того и в каждую рекламу это слово засунут: «Мечты сбываются», «управляй мечтой», «иди за мечтой», «американская мечта» и т.д. Но если мы заглянем в этимологический словарь, то увидим что слово «мечта» означает призрак, умопомрачение, иллюзия. Это перевод греческого слова – фантазия.

Именно поэтому и в Библии и в творении святых отцов понятие «мечты» всегда отрицательное. Я нашёл два слова в современном языке, которые в духовной литературе имеют отрицательное значение, но в нашем современном языке используются только в положительном, это «прелесть» и «мечта».

Вот, например, моя знакомая так сильно мечтала выйти замуж, можно сказать бредила этим. Ну что же, вышла и ушла в итоге в тяжёлое уныние. Причём без всяких на то причин. Т.е. её ожидания, которые рисовала её мечта не исполнились в реальности, от того она и разочаровалась.

Воображение очень сильная вещь. Им нужно учиться пользоваться. Самая большая проблема в том, что человек может из реальности погрузиться в мечту. В Библии есть интересное обличение пророком Иеремией современных ему пророков. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних (Иер.23:16). Откровение Божье противопоставляется мечтам сердца. В Русской Церкви в 90-е годы было огромное количество лжестарцев. Видения, пророчества, воля Божия и т.д. в общем, типичные мечтатели, внушавшие окружающим, что с Богом говорят, много жизней поломали в итоге.

Есть интересный аскетический труд, который написала игумения Арсения в 19 веке, называется «Путь немечтательного делания». В самом названии уже раскрывается суть духовной жизни. Как видеть себя настоящего, как прийти к Богу, а не идолу, нарисованному в воображении.

Смысл не в том, что воображение – это зло, а в том, что границу между реальностью и воображаемым может стереться. Хотя сегодня это не то чтобы норма, но любая альтернатива мечтательности воспринимается как отклонение.

Можно ли жить без мечты? Если внутри человек переживает опустошённость, то мечта, наверное, единственное, что даёт хоть какой-нибудь импульс к жизни. В этом случае она благо. Но если мы решаемся жить по Евангелию, то мечта будет нас всегда уводить с пути, по которому мы идём за Христом. Тесный, скорбный путь тяжёл и мечты всегда будут предлагать свои фантазии, чтобы увести человека. Призыв апостола Петра: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Петр.5:8) можно назвать антимечтательностью. Кстати, преподобный Никодим Святогорец пишет, что главная причина падения дьявола является мечтание о себе. Тогда становится понятны слова Христа, что [диавол]был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44).

У меня у самого проблема с мечтательностью. Что-нибудь нафантазируешь, поверишь в это, а реальность скажет своё слово, а ты будешь сидеть и горевать, унывать и не понимать, что происходит. Против мечтательности апостол Иаков даёт хорошее средство: Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», —вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. (Иак.4:13-16) Т.е. основная мысль заключается в том, чтобы научиться вверять жизнь Господу и быть готовым к тому, что мои планы пойдут не так как я мечтал и хотел. И за то благодарить Бога, что корректирует их.

Мечта моя! Из Вифлеемской дали
Мне донеси дыханье тех минут,
Когда еще и пастухи не знали,
Какую весть им ангелы несут.

Всё было там убого, скудно, просто:
Ночь; душный хлев; тяжелый храп быка,
В углу осел, замученный коростой,
Чесал о ясли впалые бока, А в яслях…

Нет, мечта моя, довольно:
Не искушай кощунственный язык!
Подумаю – и стыдно мне, и больно:
О чем, о чем он говорить привык!
Не мне сказать…

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии

Перейти к верхней панели