Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

Статьи

Интервью с отцом Зосимой опубликованное в газете «Частный интерес» г. Чайковский.

e0dkYuIX70o

Отец Зосима: «Я ушёл в монастырь, чтобы слушать дыхание мира».
Кто такие монахи? Как они живут? В чём суть монашеской жизни? Для нас – это нечто далёкое, непонятное. Одним монашество представляется своеобразным видом экзотики, другим – мистической формой отстранения от внешнего мира, а кто-то рассматривает монастырь как благотворительную организацию, опекающую «сирых и калек». В лучшем случае, в молитвах монахов мы видим ещё один гарант своей комфортной жизни.

А меж тем, монахи живут и трудятся неподалёку от нас. Все знают о монастыре села Перевозного. Но не многие слышали о строящемся в нескольких километрах от него новом мужском монастыре. Беседу с основателем новой монастырской обители, иеромонахом Зосимой, мы и предлагаем вам сегодня.
– Отец Зосима, существует мнение, что в монастыре люди скрываются от бед и проблем, которые преследуют их в жизни. Так ли это?
– Бывает и такое. Человек думает: раз он спрятался за стены монастыря, то все проблемы снимаются. И так на самом деле может быть сначала.
Но после начинается фаза внутренней борьбы. Страсти, которые человек не замечал в миру, здесь начинают подниматься с новой силой. Начинается такая борьба, что монастырь превращается в тюрьму. Ведь монастырь – это, своего рода, ограждение: без разрешения никуда нельзя уйти, ничего нельзя делать, нужно отсекать свою волю.
Монастырь – это духовная высота, преодоление которой требует больших усилий. И поэтому, когда люди уходят в монастырь от решения каких-либо задач, а не ради духовного совершенствования, обычно, они надолго не остаются.
– Для чего возникло монашество?
– Люди уединялись в монастырях, чтобы сохранить чистоту веры. Монахи хотели жить по тем христианским идеалам, которые дал Господь. Монах – это тот, кто должен очистить себя от страстей и быть ангелом уже на земле. И Церковь всегда идёт к монастырям, как к источникам чистой воды, чтобы напитаться духовной силой.
Хотя мы далеки от того христианства, что было раньше, но стремление жить по Божьим заповедям, отстранив себя от попечения этого мира, у нас есть.
– Какие люди становятся обитателями современных монастырей?
– Разные. И молодые, и старые. Есть люди простые, есть интеллигентные – начитанные. Просто поражаешься! Приходят бывшие политработники, коммунисты, которые раньше гоняли верующих.
Господь каждого приводит для решения своих задач. Некоторые идут в монахи по любви к Богу, ради достижения духовного совершенства. Другие – для принесения деятельного покаяния в сделанных ранее грехах.
– Отец Зосима, если не секрет, как Вы стали монахом? Были ли у Вас какие-либо проблемы в прошлой жизни?
– Вот проблем-то у меня как раз и не было. Я был бригадиром, уважаемым человеком в своей среде. И неплохо у меня всё получалось. Если бы мне сказали хотя бы за полгода, что я буду монахом, я бы улыбнулся в ответ.
Монашество – это Божий промысел. Господь развернул меня на 180 градусов. В детстве я воспитывался в интернате, где режим был своеобразный, отличный от жизни, которой живут обычные люди. Когда я пришёл в монастырь, у меня были ощущения, что я вернулся в детство. Я чувствовал себя как блудный сын, который много лет где-то шлялся и вернулся домой. Я понял, что здесь я – дома, и спешить мне никуда не надо. Когда я принял решение остаться в монастыре, мне стало легко-легко.
– Сколько лет Вы в монашестве?
– Ровно 17 лет, как ушёл из мира в монастырь. Мне было тогда 38 лет. Сейчас мне – 55.
– Ваш монастырь строится на историческом месте, там, где раньше располагалось старинное село Паздеры. Почему Вы решили обосноваться именно здесь?
– Село Паздеры — родина тех чудотворных икон, которые хранятся в монастыре села Перевозного. Первое упоминание о Паздерах датируется концом XVI века. Здесь стояла церковь в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.
В 2001 году ко мне обратились местные краеведы с просьбой написать книгу про чудотворные иконы. Книга вышла и была с интересом принята людьми. А в 2005 году мне пришло откровение – построить на историческом месте внизу под горой мужской скит.
Мы начали строительство без средств. Меня считали авантюристом. Говорили, что в мужской монастырь людей не наберётся. В настоящее время мужские монастыри испытывают дефицит насельников. В прошлом году я ездил на Соловки. Там огромный монастырь, а монахов человек 30, может, от силы будет. А у нас на сегодняшний день 7 монахов и 5 послушников – уже 12 человек.
– Откуда Вы их берёте?
– Сами воспитываем с помощью Божьей. Готовые монахи к нам не придут. Они выбирают монастыри со славным историческим прошлым. А к нам кто идёт? Решившие избавиться от порочных пристрастий люди. А это – пьянство, блуд… Сколько здесь мне пришлось претерпеть! Их же отдыхающие и рыбаки соблазняют.
– А если человек поймёт, что монастырская жизнь не для него, может он вернуться в мир? Такое у вас случалось?
– Сразу никого никогда не постригают. Есть испытания. Есть ступени подготовки в монахи.
Сперва человек приезжает поработать в качестве трудника. Следующая ступень – послушник. Человек принимается в число братьев, и он уже несёт такие же обязанности, как и вся братия монастыря и должен соблюдать все монашеские правила.
Некоторые жили у нас по шесть лет, пока их постригли в монахи. А другим хватало и года с небольшим.
В постриге даются три обета: послушание, целомудрие – безбрачие и нестяжательность. Монах не должен иметь ни о чём попечения. У монахов – всё общее.
– Отец Зосима, известно, что монахам приходится трудиться не только духовно, но и физически. Чем занимаетесь вы, кроме труда молитвы?
– Мы выращиваем овощи. Есть у нас скотный двор с коровой, двумя козами и курами.
Половина дней в году у нас – пост. За это время идёт накопление молочных продуктов. Чтобы прокормить себя молоком, нам хватает и двух коз. Поэтому у нас появилась молочная кухня, где делаем творог, масло, сметану. Есть у нас и пасека. Строится овощехранилище и гостиница.
– Говорят, что монахи очень скудно питаются и не едят мяса?
– Как видите, скудно мы не питаемся. А мяса, по правилам монашеской жизни, стараемся не употреблять. Но если где-то нас угощают, хочешь не хочешь, для смирения и ради любви к ближнему, приходится есть, чтобы не обижать хозяев.
Когда выбор стоит между церковным уставом и заповедью Божьей, то исполняется заповедь.
– Для чего монахи отказываются от мяса?
– Если вегетарианцы, например, не едят мяса ради здоровья, то мы – ради Бога. Мясо является носителем страстей. А мы как раз всё делаем для того, чтобы обуздать страсти. Для смирения страстей нужно начинать с того, что эти страсти подпитывает. А это, в первую очередь, конечно, – еда.
Излишняя пища расслабляет. У аскета тело должно находиться всегда, как говорят монахи, в трезвении, то есть, в ясности ума. Поэтому монахи отказываются от тяжёлой пищи.
– Летом на природе – не жизнь, а благодать! А как вы выживаете с приходом суровой зимы?
– Зима – это самое лучшее для нас время. Зимнее безмолвие – это то, что надо монаху.
Зимой нет огородных дел, нет отдыхающих на берегу Камы, нет паломников, приостанавливается стройка. Именно зимой мы ощущаем, что мы – скит, и живём по монашеским правилам. Молись да книжечки духовные почитывай!
– Что сложнее – посвятить жизнь Богу, уйдя в монастырь, или создать семью и жить по Божьим Заповедям?
– Эти два пути равнозначны. Брак, как и монашество, – это великая тайна, конечная цель у того и другого – целомудренное бытие с Богом. В христианстве есть примеры, когда семейные пары оказывались даже выше по добродетели, по святости, чем великие монахи.
– Теряя комфорт привычной мирской жизни, что монах приобретает?
– Со временем под влиянием внешнего мира у человека забиваются родники, которые были чисты в детстве. Яркий и загадочный мир по мере взросления становится серым и неинтересным. Людей начинает угнетать повседневность, и для радости становятся нужны всякие развлечения. Без Интернета или телевизора люди уже не представляют себе жизни.
Я тоже жил в таких условиях – в каждой комнате по телевизору да ещё включен магнитофон, и всё равно было скучно. Мне было скучно и в компании, и в движении. Я даже не пошёл учиться на художника, хотя неплохо рисовал. Думал: надо сидеть на одном месте – это же скукота!
В монашестве мир раскрывается, как в детстве, во всей красоте. Когда открывается мир духовный – даже тишина наполняется музыкой, даже серые будни радуют нас.
Духовная жизнь – это ступени. По мере духовного возрастания человек начинает отсекать от себя всё ненужное, отказываться от внешнего, чтобы жить более внутренней жизнью. Например, не пойдёт на вечеринку, а лучше что-нибудь почитает.
Настоящий мир находится внутри нас, и когда мы это понимаем, начинают бить такие родники!

Рубрика: Вера. газета Частный интерес. г. Чайковский
Четверг,05.11.2015
Автор: Елена Владимирова

Перейти к верхней панели