Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

О поиске Бога

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Матф.7:7-8).

О поиске Бога - Паздеры

О поиске Бога

Есть у меня один знакомый. Его жизнь такова: он ненавидит свою работу, на которую ходит с понедельника по пятницу. Вечером в пятницу идёт в клуб с друзьями, алкоголь, наркотики и в субботу утром просыпается непонятно с кем, непонятно где. Вечером в субботу та же история, а воскресенье тратит на то, чтобы отоспаться и отойти от бурных выходных. И в понедельник опять идёт на ненавистную работу. Такой образ жизни привёл его естественно сначала к унынию, поскольку уныние – это первый плод греха, а потом и к потере смысла жизни. Он, конечно же, атеист и скептик. У него возникли вопросы о духовной жизни, и он начал мне писать их в сообщениях. Я тогда жил в монастыре в Москве, а он в Ижевске.

И вот что из этого вышло. Он просыпался с утра и начинал молиться: Господи, если Ты существуешь, то откройся мне. Ехал на работу и вдруг в каких-то обстоятельствах и событиях (не помню уже детали), он чётко понимал, что это ответ на его молитву. Когда в первый раз он почувствовал и пережил это, то не предал этому значение, ну всякое бывает, может померещилось. На следующее утро молится также и опять в этот же день распознаёт ответ от Бога. Т.е. на его молитву Бог отвечает: Я Есть, Я рядом. И он это понимает, но самое главное, что он почувствовал в этот момент очень глубокую потребность в перемене своей жизни без всяких наставлений и поучений. Бог прикоснулся к сердцу, и сердце жаждет покаяния.

И вот тут и начинаются искушения.

Первое – это страх одиночества. Нужно сразу сказать, что многих друзей, по сути, не объединяет ничего кроме алкоголя и наркотиков, т.е. совместного времяпрепровождения. И как только он бросит вредные привычки, то поймёт, что ничего общего с его друзьями у него нет, даже с друзьями детства. Разговаривать даже не о чем станет. Одиночество – это действительно непростое искушение.

Второе – это страх иметь репутацию сумасшедшего. Он мне и писал, что если он станет верующим, то о нём будут говорить, что он сошёл с ума. И к такому он категорически не готов. Представляете, какая картина у него нарисовалась после того, как он представил себя верующим человеком: одинокий, сумасшедший и никому не нужный 25-летний парень. В итоге он отказался от отношений с Богом, притворяясь, что ничего не было. Такое решение он принял. Может быть, в будущем всё пойдёт по-иному.

На Афоне я познакомился с одним русским монахом, который живёт в греческом монастыре. Он занимается переводами русских духовных писателей на греческий язык для игумена своего монастыря. И он объяснял мне, что покаяние мы с греками понимаем по-разному. Для нас покаяние – это акт, согрешил-покаялся. А для греков – это процесс, связанный с постоянным внутренним обновлением, т.е. духовным ростом. Получается, что человек кающийся стремится к непрестанному обновлению. Я — сегодняшний, должен отличаться от Я – вчерашнего, желательно в лучшую сторону. Не зря авва Дорофей советует постоянно вечером исследовать свой прошедший день. Мы обычно, думая о прожитом дне анализируем внешние дела, поскольку нам кажется, что они имеют особую ценность. Но на самом деле, важно то, что человек переживал и чувствовал. Рассуждение о промысле Божьем начинается с осмысления событий происшедших в течение дня. Почему это произошло со мной? Что в этот момент я переживал? Почему обиделся? Почему грубо ответил или солгал? Хотелось ли мне молиться в течение дня? Если нет, то почему? Вспоминал ли я евангельские заповеди, прежде чем совершить какой-нибудь поступок или же руководствовался иными целями? На самом деле это очень страшные вопросы, поскольку они могут вскрыть правду, которую я сам от себя спрятал. Оттого и не хочу ворошить свою душу, ведь меняться придётся, пересматривать свои убеждения, менять своё поведение. Я и по себе знаю насколько это тяжело. Проще встать в позу самоуверенности и самодостаточности, призывая других к покаянию, но ничего не меняя в себе.

Сегодня Бог проснулся утром рано…
Он жалобы и просьбы почитал…
И людям из кувшина без обмана
Желаемое в сердце наливал…
Но не у всех открыто было сердце
И место есть для Чуда не у всех.
То завистью, враждой подпёрта дверца…
То жадность не даёт налить успех…

А у кого-то до краёв разлита
Печаль и безысходность, вот беда.
И Бог жалел, что сердце это скрыто…
Любви хотел налить, да вот куда?
И Бог грустил, что люди не умеют
Сердца и души чистить от обид…
Они с годами в сердце каменеют
И сердце превращается в гранит…

Ведь если б мы могли прощать и верить,
Любить, благодарить и отпускать,
То Бог бы мог не каплей счастье мерить,
Кувшин волшебный мог бы весь отдать…
Сегодня Бог проснулся на рассвете.
Огромный ящик с просьбами у ног…
А рядом лишь один без просьб конвертик:
«Благодарю за всё тебя, мой Бог…»

(Стихи Ирина Самарина-Лабиринт)

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии

Перейти к верхней панели