Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

О лицемерии

Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лук.12:1).

Слово «лицемерие» так часто употребляется в Евангелиях, что я до сих пор не могу понять, почему на эту тему нет аскетических и богословских трактатов. Ведь для того, чтобы мне не впадать в лицемерие, я должен знать, что это такое, как оно себя проявляет и чем может меня заманить. Например, для меня как человеку склонного к лицемерию очень важно понять сущность этого греха и уж тем более как с ним бороться. Ну, попробуем разобраться.

Слово «лицемерие», которое передаётся в Евангелии греческим словом «гюпокризис», означало в античности маску, которую надевал актёр во время выступлений в театре. «Лицемерить» — ранее значило «говорить  от чужого лица», а в наше время это означает внешне являть то, чего нет внутри. Отсюда и понятие двуличности.

Интересно, что лицемерие настолько мерзкий грех, что человеку очень трудно в нём признаться себе и уж тем более произнести его на Исповеди. Религиозное лицемерие самое мерзкое из всех возможных лицемерий, поскольку человек претендует на высший образец духовности и нравственности, которому он, конечно же, не соответствует, оттого и приходится притворяться и надевать маску. Я, как знатный лицемер, попробую описать из личного опыта.

Когда я смотрю внутрь себя, то вижу только грязь и мерзость запустения (Мф.24:15), и первая моя реакция – это страх! А вдруг об этом узнают другие?! Нет, нет, этого нельзя допустить, срочно, где моя маска хорошего духовного человека, а вот она! Всё, надеваю. Но дальше происходит нечто страшное. Я хожу в маске и сначала я об этом помню, но потом эта маска начинает тихонечко врастать в моё истинное лицо, и в этот момент я теряю себя настоящего. А дальше у меня начинается внутренний конфликт между «настоящим Я» и «Я в маске». «Настоящее Я» хочет правды и исцеления, хочет вопить к Богу-Отцу о своих грехах и немощах, а «Я в маске» пытается пугать и стыдить: да ты что, разве тебе можно в таком виде к Богу и на люди?! Кстати, именно «Я в маске» категорически сопротивляется таинству Исповеди, боясь позора. Лицемерие состоит из двух вещей: не желание исправляться, но при этом казаться праведным.

Теперь рассмотрим один из плодов лицемерия: Не судите, да не судимы будете (Мф.7:1) Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Мф.7:5) Господь говорит, что осуждение это признак лицемерия. Ну, например я не пью, а какого-нибудь алкаша буду за пьянство осуждать. Разве не имею право? Почему я в этом осуждении лицемер? Дело в том, что если я осуждаю, то тем самым говорю, что у меня всё хорошо и я не нуждаюсь в спасении, а значит и в Боге. Это вот у этого пьяницы всё плохо. Исходя из вышесказанного, получается, что осуждаю не «Я», а выносит приговор «Я в маске», потому что настоящее «Я» всегда сострадает, желает блага и молится о человеке согрешающем, поскольку понимает его страдания через свои собственные страдания на пути борьбы с грехом. Но лицемер никогда не борется с грехом, у него же всё хорошо, это у других проблемы.

Лицемер не может встретиться с Богом по простой причине: не с кем встречаться. Представьте, перед вами стоит человек и что-то рассказывает, а вы знаете, что всё, что он говорит – ложь. Вам приятно будет общаться с ним? Вы захотите вообще контактировать с таким человеком? Я думаю, нет. Вот и Бог не хочет встречаться и общаться с «Я в маске».

Если вам кажется, что вы то точно не лицемерите никогда, то послушайте что говорит один первоверховный апостол другому первоверховному апостолу: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием». (Гал. 2:11-13) Апостол Павел обличил апостола Петра и я уверен, что апостол Пётр не стал оправдываться, а признал этот грех за собой. Ведь если твой образ в чьих-то глазах уже создан, то от тебя постоянно ожидают, что ты будешь действовать исходя из этого. Вот тут-то и ловушка, что человек начинает делать то, что от него ожидают другие, а не то, что говорит ему его совесть.

Практика показывает, что пока человека не трогают, то он и смиренный, кроткий, молитвенный и вообще прекрасен, а как случится искушение, то и выскакивает наружу всё потаённое. Потому обличение для лицемера и правда о нём – это самое страшное, что может быть в его жизни. Оттого и Христос говорит: Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоан.8:43-44) Первый лицемер – диавол. И всякий, кто не любит правду о себе, тот становится его учеником. В народе говорят, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Так вот, для человека, стремящегося к Богу, именно правда будет всегда сладкой, а ложь горькой. Вчитаетесь внимательно в утренние и вечерние молитвы, а также в молитвы ко причастию. Их содержание всё пропитано выражениями типа: «я хуже всех, Господи спаси меня». А ведь это молитвы величайших святых отцов. Но, к сожалению, люди часто уверенны, что святые отцы притворяются, «смиряются», что на самом деле у них всё хорошо. Но если у них всё хорошо, они бы вообще не молились. Разница в том, что всю грязь, которая есть в каждом из нас, они приносили Богу, как раны врачу и просили исцелить их, а лицемерие пытается спрятать эти раны и притворится, что всё прекрасно. Это как двоечнику списать у отличника и хвастаться, что пятёрку получил, при этом, не понимая ничего в предмете. Как хорошо отметил архиепископ Иоанн Шаховской: знание об истине — это не то, что знание истины. Лицемерие порождает такие грехи, как зависть, клевету, которые происходят от игры «Я не хуже!» или «Что обо мне подумают?». В общем, борьба с лицемерием, путь непростой, тяжёлый, но Божий и благословенный. У меня тоже не очень хорошо получается бороться с этим грехом, но всё-таки бороться надо и ловить себя на лжи и лицемерии нужно для того, чтобы Бог мог являть на мне волю свою и в конечном итоге спасти меня от грехов моих. (Мф.1:21)

Потому и царь Давид, чтобы не впасть в грех лицемерия говорит в молитве Богу такие слова: Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей. (Пс.140:3-5)

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии

Перейти к верхней панели