Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

О пути к себе

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе (Быт.12:1).

О пути к себе - Паздеры

О пути к себе

Сейчас появилось много популярной литературы с такими названиями: «Как найти себя», «Мужество быть», «Как быть собой» и т. д. Запрос на эту литературу говорит о том, что человек потерялся и не знает где его место в мире, не чувствует, что живёт, оттого и несчастен. Посмотрим, что Бог говорит в Библии по этому важному для нас вопросу.

Когда Господь обращается к Аврааму «пойди из земли твоей» (Быт.12:1), то если мы будем читать оригинал на иврите, то там будет стоять выражение не просто «пойди», а «лех леха», т.е. в переводе «иди к себе». Бог говорит Аврааму, что твоя жизнь – это не ты, твоя страна – это не ты и твой дом – это не ты. Я тебе укажу, где ты настоящий, где твоё подлинное Я.

Нужно вообще сказать, почему человек разорван и не ощущает себя, как единое целое. В Раю были порвано отношение с Богом, а значит и самим собой. Так уж мы устроены. После грехопадения человек стал болен расколом сознания, что в переводе с греческого звучит, как «шизофрения». В библейском языке есть понятие внутренний человек и внешний человек. (2Кор.4:16) В раю внешний и внутренний человек были одной единой и цельной личностью, через соединение с Богом, т.е. богообщение. Состояние противоположное шизофрении называется целомудрие, от слов цельный ум или целостное сознание.

В этой жизни человек должен пройти путь, чтобы внешний человек соединился с внутренним, обретя свою подлинную личность, своё Я. Но как говорит Христос: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Мф.7:14) Если посмотрим путь Авраама, то это какой-то кошмар! Что он только на этом пути к себе не пережил, какие испытания только не проходил! Парадокс в том, что моё подлинное Я, мой внутренний человек сокрыт в моих глубинах и только внешние обстоятельства помогают в эти глубины погружаться. Но самый главный ориентир на этом пути, точнее свет в этой тьме – это заповеди Божии. Премудрый Соломон говорит: Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни. (Прит.6:22-23)

Путь внутрь себя очень напоминает погружение на глубину моря: чем глубже, тем темнее, давление увеличивается, морские чудовища кишат и очень страшно, очень, очень страшно. Вечно бегать от себя и прятаться за ложными путями и целями, внушая себе, что я делаю всё правильно, у меня всё хорошо и т.д. не к чему хорошему не приводит. Потому что  шизофрения всё увеличивается, расстояние от меня внешнего и меня внутреннего всё больше и больше, а я всё несчастнее и несчастнее, а соответственно и мои близкие, которым это несчастье передаётся «воздушно-капельным путём».

Именно грехи всё более и более раскалывают сознание, ведь по-гречески буквальный перевод «греха» означает непопадание в цель, т.е. поступок из-за которого я теряю себя. И крайняя степень потери себя – лицемерие. Полный разрыв внутреннего человека с внешним и соответственно неспособность к покаянию приводят к к убийству Бога в себе и распятию Христа. Страх встречи с внутренним «Я» делает человека безумным. Встреча с собой несовершенным, немощным, глупым и некрасивым заставляет меня бежать от себя и притворяться тем, кем я не являюсь. Но путь к себе – путь благословенный, оттого и пророк Моисей говорит об этом пути: Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся. (Втор.31:8)

Встанем же на путь Божий и воскликнем Господу из наших адовых глубин внутренним человеком: Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои. (Пс.42:3)

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии

Перейти к верхней панели