Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

О Евхаристии

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. (Ин.6:55-56)

Лев Толстой, когда-то создавая своё учение, писал, что главный принцип – это его понимание. Учение о Троице он отвергал, потому что, как писал он, я не понимаю этого. Божество Христа он тоже отвергал, потому что также не понимал его. Чудеса отвергал, ну и т.д. Т.е. принцип – не понимаю, значит оно не правильное.

А мы попробуем рассмотреть тему понимания в самом Евангелии.

Слыша учение Христово, многие люди делались Его учениками. В Евангелии мы видим удивление и возгласы восторга слушателей: народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий (Матф.7:28-29), и когда он учил народ, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? (Матф.13:54), даже когда его хотела схватить стража, то услышав его речь, они ушли к пославшим ни с чем и сказали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. (Иоан.7:46) Казалось бы, всё учение хорошо, всё укладывается в ум и трогает сердце.

Но есть в Евангелие один эпизод, когда Его учение отталкивает некоторых даже преданных учеников и они уходят от Него. Прочитайте обязательно 6 главу Евангелие от Иоанна, в которой содержится этот рассказ. Христос учит о Евхаристии «и слыша это многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». (Иоан.6:66) Самое интересное, что Иисус не пытается их остановить и даже объяснить смысл сказанного, а наоборот, Он ещё более провоцирует своим вопросом тех, кто остался: Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? (Иоан.6:67) Дело в том, что Ветхий Завет категорически запрещает каннибализм, поэтому речь о том, что Моя плоть и кровь – истинная пища и питие – это какой-то кошмар для ума и сердца иудея. Апостол Пётр, как обычно отвечает от лица 12 апостолов: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. (Иоан.6:68,69) Суть речи апостола заключается в том, что он признаёт, что не понимает этой речи и не понимает этого учения, но доверяет Иисусу и Его словам. Т.е. он оставляет этот пробел в понимании, с надеждой, что понимание придёт после. Уже при омовении ног Петра Христос говорит ему: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. (Иоан.13:7) Кого-то непонимание отталкивает, а кого-то наоборот, заставляет тянуться и стремиться, чтобы понять.

Переместимся на Тайную Вечерю, когда устанавливается Евхаристия, сказано: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. (Матф.26:26) Взял хлеб, преломил, благословил и раздал уже Тело, также и с Чашей. Почему апостолы не возмущаются и не восклицают: это не Твоё Тело и не Твоя Кровь, это просто хлеб и вино, я даже знаю, кто испёк его и кто приготовил это вино. Ведь все мои чувства: зрение, слух, обоняние, вкус говорят о том, что это просто хлеб и вино! Как же мне поверить, что это Твоё Тело и Кровь?! Они не говорят так по одной простой причине: Христос их научил доверять Его слову, даже тогда, когда оно не понятно. Например, когда апостолы рыбачили всю ночь и не поймали ничего и тут Иисус говорит им, чтобы они забросили сеть, на что Пётр отвечает: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. (Лук.5:5-6)Их знакомство началось с доверия, и это доверие перешло на Тайную Вечерю. Если Господь сказал, что это Его Тело и Кровь, то я доверюсь Тебе и приму Их. Один священник провёл интересную современную аналогию: вот покупаешь ты газированный напиток со вкусом груши. Цвет напитка грушевый, запах грушевый, вкус грушевый, но груши там нет, там только химия и все чувства тебя обманывают. Так и здесь, ты видишь хлеб и вино, но вера твоя должна видеть Тело и Кровь Христовы. Учение о Евхаристии в ранней Церкви никогда не преподавали сразу. Даже не крещённых выгоняли, чтобы они не видели самого Таинства. Была длительная подготовка, как нравственная, так и интеллектуальная, чтобы не соблазняться. Не зря, в первые века христианства клеветали на Церковь, что христиане пьют кровь младенцев. Потому что к Таинству допускались только верные.

Выражение Христа: не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Матф.7:6) уже в древнейшей христианской литературе понимали, как учение о Причастии. Пёс и свинья не будут рассуждать о еде, что кинули им, то и едят, для них всё одно: жратва. Но человек не таков, он должен научиться различать, что святыня, а что не святыня. Именно об этом говорит апостол Павел: Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. (1Коринф.11:29) Как же правильно рассудить? Для чего мы причащаемся? Если мы, как протестанты будем только читать Библию и даже выполнять удобные нам заповеди, то этого мало. Нам нужно стать родственниками Христу по плоти, нужно, чтобы у нас со Христом текла одна Кровь в одном Теле. И поскольку Христос не только совершенный человек, но и совершенный Бог, то через Его Тело и Кровь мы становимся причастниками Его Божества. Евангелие от Матфея начинается с родословной: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова и т.д., и вот в эту родословную мы можем вписать себя, если живём по заповедям и приобщаемся Его Животворящим Телу и Крови.

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии.

Перейти к верхней панели