Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

О детскости

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Матф.18:3).

О детскости - Паздеры

О детскости

Господь ученикам ставит в пример ребёнка, как образец для подражания. Обычно комментаторы пишут, что дети кротки, незлобивы, смиренны и т.д. На что родители и педагоги спрашивают: где бы найти таких святых детей?! Выражение «если не обратитесь», означает, что человек может, т.е. принять волевое решение, если захочет быть подобным ребёнку. Так что же есть такое в детях, что христианин просто обязан приобрести, дабы войти в Царствие Небесное? Попробую описать те детские качества, которые как мне кажется, соответствуют евангельской духовности.

1) Ребёнок всегда нуждается в родителях. Он без них никак не может. За их внимание он готов пойти на всё. Это центр его жизни, т.е. ребёнок существо не автономное, не обладает независимостью. Всей душой и сердцем ищет и ждёт папу и маму. Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети. Если перевести это качество в духовную плоскость, то получится, что христианин постоянно нуждается в Отце Небесном и Матери Церкви. Не потому что «надо», а потому что я не могу без Родителей. Я чувствую себя брошенным и одиноким без Них.

2) Второе качество, как мне кажется – это ученичество. Ребёнок никогда не может быть учителем, но только учеником. Эта такая внутренняя психологическая позиция, свойственная ребёнку. Это взрослый может говорить, что он пожил, повидал и весь такой опытный и т.д., ставя себя в позицию учителя. Но Христос запретил ученикам: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; (Матф.23:8) Например, святой Ефрем Сирин идя в город из монастыря, молился, чтобы Господь послал к нему человека, чтобы побеседовать о Священном Писании. Он, конечно, думал встретить какого-нибудь святого старца. В итоге какая-то проститутка, которой он сделал замечание в городе, ответила ему из Писания так, что он опешил. И поблагодарил он Бога, что таким образом Господь исполнил его молитву. Пророку Моисею тесть-язычник посоветовал сделать целую правовую реформу в Израиле, и он не воспротивился и не начал бравировать тем, что он с Богом лицом к лицу беседует, а внял мудрости язычника. Господь часто нас вразумляет именно через тех, кто нам неприятен, кого мы считаем недостойными или глупыми, чтобы не быть нам надменными учителями. Христианин всегда ученик, сколько лет бы ему не было, патриарх ли ты, священник или опытный мирянин. Быть учеником, значит, до самой смерти держать свой слух, глаза и сердце открытыми для поучения от Бога — Учителя. И ожидать это поучения из самых неожиданных уст и мест.

3) Если поставить рядом ребёнка и взрослого лилипута одного роста, то в чём будет их главное различие? Главное различие в том, что ребёнок вырастит, а лилипут нет. Ребёнок знает, что он будет расти, а взрослый о себе знает, что не будет. Но с душой человеческой не так. Если человек не верит, что можно духовно расти, что можно меняться, то так и останется духовным лилипутом. Быть ребёнком, значит постоянно расти. Новые горизонты и глубины ждут тебя на этом пути до самой смерти, если человек готов умалиться как дитя. (Матф.18:4)

4) И, конечно же, детское восприятие жизни. Ребёнок живёт здесь и сейчас. Он может отдаться моменту и выжать из него всё. Взрослый человек живёт то прошлым: ах, как хорошо было раньше! или будущим: вот немножко подождать и всё изменится, и я буду счастлив! Ум взрослого, где угодно, только не в настоящем моменте. Так и жизнь проходит о сожалении прошлого или ожидании «светлого будущего». Ребёнок не строит планов на будущее, не спрашивает: что нам есть? или что пить? или во что одеться? (Матф.6:31) Т.е. – это не цель и не смысл его переживаний и существования. Слова Христа: Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Матф.6:34), обычно внушают ужас во взрослого человека, который хочет в своей жизни абсолютно всё предусмотреть, рассчитать и запланировать. А потом лежать на смертном одре и рассказывать, что прожил неправильную жизнь, с неправильными целями и смыслами. Господь постоянно говорит, что именно бесконечные заботы и многопопечительность становятся препятствием на пути к Богу.

Подводя итог, нужно сказать и о том, в чём ребёнку подражать совсем не стоит. Апостол Павел говорит: Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1Коринф.14:20). Т.е. при всех вышеперечисленных детских качествах, нужно обладать зрелым умом, как сказал Христос змеиной мудростью и простотой голубя (Матф.10:16)

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии.

Перейти к верхней панели