Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

О грехе

Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.(Иоан.8:34)

О грехе - Паздеры

О грехе

Скажите, а вот если я это сделаю, это грех? А если вот это съем, тоже грех? А грешно если я то-то посмотрю? Вроде слово на языке постоянно вертится, а вот его истинное значение мало кто понимает. О Христе сказано, что Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф.1:21) Если только вычитать определение греха из книжки и думать, что этого достаточно, то это совсем не так. Сразу скажу, что есть два вида греха: грех, как поступок (в мысли, слове или деле) и грех первородный, как болезнь, полученная от Адама и унаследованная всеми людьми. Так вот, я буду сейчас писать о первородном грехе, который есть болезнь.

Апостол Павел говорит: законом познаётся грех. (Рим.3:20) Познать грех означает переживать его и чувствовать в себе. Иначе я не пойму свою главную проблему, и соответственно не буду нуждаться в Спасителе. Поэтому для вглядывания в это явление перенесёмся в Рай к Адаму и Еве. Откройте Библию и прочтите 2 и 3 главы книги Бытие, чтобы понимать, о чём идёт речь.

Внутреннее состояние человека описывается в Эдемском саду очень кратко: И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Быт.2:25) Это состояние до грехопадения опытно нам неизвестно. Нагота — это открытость и прозрачность для Бога и ближнего. Отцы говорят, что одежда была, только она была из Божественного света, т.е. люди выглядели так же, как Христос во время Преображения на горе Фавор.

О том, как змей соблазнял Еву, мы пока пропустим, а посмотрим, что изменилось в состоянии людей после того, как грех оказался в их душе.

1) И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Быт.3:7) У человека есть зрение духовное и зрение плотское. Так вот, грех переключает этот фокус зрения. Когда Христос говорил о своих страданиях, то Пётр предлагает ему не идти на них, на что Христос отвечает: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. (Матф.16:23)Это пример обличения плотского зрения.

2) Следующее возникшее чувство, это переживание внутренней оторванности от Бога и ближнего, т.е. глубокого одиночества, которое порождает стыд. Очень верно отметил русский философ 19 века Владимир Соловьёв: Основное нравственное чувство стыда фактически заключает в себе отрицательное отношение человека к овладевающей им животной природе. Стыдясь быть только животным, человек тем самым показывает, что он не есть только животное, а еще нечто другое, и притом высшее.

3) и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. (Быт.3:8) Грех производит чувство вины. Соломон пишет: Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы. (Екл.7:29) Потеря внутренней правды, как Божественного состояния, вызывает то, что мы описываем как чувство вины. И это уже приводит ненависти к себе, и как результат — ненависть к ближним.

4) И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. (Быт.3:8) Следующее состояние, которое открывается вместе с грехом, это страх. Это фундаментальный страх, онтологический, экзистенциальный. Грех заставляет человека встретиться один на один с бесконечным Ничто, с Великой Пустотой, которая всегда враждебна человеку и это, конечно, приводит в страх и ужас. Все остальные страхи и фобии вытекают уже из этого глобального онтологического страха.

5) И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. (Быт.3:8) Ну и логически страх рождает следующее состояние, которое называется безумие. Отныне Бог не Отец, не Друг и не Врач. Отныне Бог – враг, желающий мне только зла. Этот безумный взгляд рождает безумный поступок, попытка спрятаться от Всевидящего Бога за деревьями Рая, думая, что там Бог не найдёт.

6) Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. (Быт.3:12) Апогей безумия – самооправдание, т.е. попытка спасти себя самого, обвинив в своём грехе Бога и жену. Главная причина изгнания из Рая, это попытка первых людей укорениться в вышеперечисленном состоянии. Бог просит разрешения у человека исцелить его и вернуть прежнее достоинство, но человек решил заниматься самолечением по телевизору. Что же, выбор сделан!

Душа отвернулась от Бога и умерла, а вместе с ней и тело. Как и сказал апостол Иаков: похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. (Иак.1:15)
Подводя итог, выстроим цепочку состояний, которые приносит грех: плотское зрение на себя и весь мир – одиночество — стыд – чувство вины – страх – безумие – самооправдание и как итог — смерть.

Христос пришёл, чтобы человека исцелить от всего этого ужаса, который в каждом из нас есть. В Церкви мы получаем залог победы над всем этим набором. Но избавиться от него навсегда, возможно будет только после воскресения мёртвых.

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии.

Перейти к верхней панели