Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

О помощнике

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18).
О помощнике - Паздеры

О помощнике

Беседовал я с одним своим приятелем:

— Я познакомился с девушкой, но она какая-то ветреная, непонятная, измучила меня всего и я не понимаю, как мне вести себя с ней. – С горечью говорил он мне.

Прошло полгода. Снова встречаюсь с ним.

— Ну, как у тебя дела с твоей девушкой? – спрашивая я.

— Всё нормально! Живём вместе уже. Но она уехала в командировку на несколько месяцев, и ты знаешь, мне так легко и хорошо без неё. – Неожиданно для себя отметил он.

Вот мы и начали рассуждать, для чего нужен человеку человек. Лично по мне, это самый актуальный вопрос на сегодня. Есть интересная тенденция в современных фантастических фильмах. Показывают будущее, где уже во всю ходят всякие роботы-андройды и именно они оказываются положительными героями, более человечными, чем люди. Т.е. парадигма такая: человек существо порочное, лживое, корыстное и лукавое, а робот послушен, правдив и бескорыстен. Робот – это такой идеальный безгрешный человек, готовый тебе потакать во всём и исполнять все твои желания. Одним словом, мечта!

Вот мы с приятелем начали говорить о том, как быть, если в твоём доме появился другой человек, у которого свои мысли, свои желания и свои интересы, не совпадающие с твоими. Очень быстро этот человек превращается в проблему. И вы принимаете решение разойтись, потому что вы препятствие друг для друга. Природная воля стремится к созданию семьи. Но это природа, а дальше включается личностная воля, и вот, ты смотришь на другого человека и не понимаешь, для чего он нужен в твоей жизни.

Так для чего Бог творит помощника? В чём помогать?

Есть две стратегии любви. Одна говорит: я люблю тебя, потому что ты похожа на меня. Вторая стратегия говорит: я люблю тебя, потому что ты не похожа на меня. Второй вариант является библейской парадигмой. Русский философ ХХ века Михаил Бахтин говорил, что: Мне необходим Другой, чтобы создать согласованный, связный образ собственного Я, «утвердить моё бытие, ценностно завершить его. Без другого, меня в полном смысле слова нет». Только в соприкосновении с другим есть возможность увидеть и раскрыть себя. Другой – зеркало моей личности. Как сказал один мыслитель: Одиночество — это не отсутствие людей вокруг, а невозможность говорить с людьми о том, что кажется тебе очень ценным и важным, или же неприемлемость твоих воззрений для других. Эрих Фромм даёт замечательное определение любви: «В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя. Любовь — это активность, а не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение. Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, а на самом же деле он ненавидит себя».

Если у человека смысл жизни евангельский, то ему просто необходим другой человек, потому что он помощник в самопознании и приобретения добродетели. Если же все цели сводятся к удовольствиям, то другой человек становится проблемой и препятствием к удовлетворению своих желаний, поскольку они у него другие и это будет постоянный конфликт. Не зря говорят, что между внутренним состоянием, которое выражается в словах «быть женой» и состоянием «иметь мужа» лежит непреодолимая пропасть.

Авва Дорофей приводит хороший пример того, каким образом один человек является зеркалом другого. Если меня очень сильно раздражает какой-либо грех, который я вижу в ближнем, то это моё раздражение является главным свидетельством того, что этот грех живёт во мне. Происходит резонанс греха, т.е. перекличка. Какой же этот человек тщеславный! – скажет тщеславный о другом человеке. Просто я не хочу видеть грех и замечать его в себе. И вместо того, чтобы обличить себя, я обличаю ближнего. Потому что я живу во лжи и вижу не себя, а фантазию и иллюзия себя, думая, что у меня всё хорошо, это у них всё плохо.

И жизнь берёт реванш и побеждает:

Проснувшись на заре Адам встаёт-

И грудь ещё болит, но сердце знает,

Что Ева с не терпеньем его ждёт.

И удивительной была та встреча!

Адам смотрел на женщину судьбы,

Он был для всех людей предтеча,

Его любовь впитали с кровью мы.

Адам и Ева ждали в тени Бога,

И Он спускался к ним с Небес,

С великого и славного чертога,

Где множество невиданных чудес.

Вы спросите о ревности, о горе,

О нет, не ведомы пути ко злу.

Одни гуляли на святом просторе

И доверяли жизни лишь Творцу.

Они любили, счастливы так были!

Никто и никогда так не любил.

От прародителей мы получили,

Что на земле Рай всё же был.

(Стихи Марченко Марина)

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии.

Перейти к верхней панели