Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

О сотворении мира

Открывая Библию на первой странице, мы сталкиваемся с рассказом о творении мира за шесть дней, или проще — «шестоднев». Обязательно прочитайте 1 главу книги Бытия, чтобы стало понятно то, что я хочу сказать.

О сотворении мира - Паздеры

О сотворении мира

Я не буду сейчас делать религиоведческий анализ, и сравнивать  «Шестоднев» с языческими космогониями, как это обычно делают, поскольку для нас это не актуально. Сразу скажем о таком понятии, как «миф». Слово «миф» обычно ассоциируется с ложью, т.е. миф – это что-то типа сказки. Но в 20 веке появились серьёзные научные работы по исследованию «мифа» (А. Лосев, М. Элиаде, Р. Барт), опровергающие эти представления. Миф – это целостная картина мира, позволяющая ориентироваться человеку в жизни. Например, в науке вообще не существует цельной картины вселенной. Есть разные теории в различных дисциплинах, часто противоречащие друг другу. Но у человека есть глубокая потребность понимать, где он находится, как сюда попал, для чего живёт, что должен делать и т. д. В данном случае библейский рассказ о творении отвечает на самые важные вопросы человеческого бытия. Именно с этой точки зрения нужно читать рассказ о сотворении мира за 6 дней.

1) В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1). Наша вселенная – это чудо. Чудо – это то, что логически не выводится из предпосылок. Должен ли был появиться наш мир? Не должен! Объяснить логически его появление нельзя. Чудо – это состояние души. Аристотель говорил, что философия начинается с удивления. Отсутствие удивления означает не способность видеть и чувствовать глубину жизни. Вся жизнь может восприниматься, как замшелая бытовуха, в которой удивлению и чуду места нет. Всё я видел, всё я знаю, меня ничем не удивить.

2)Целостный мир состоит из двух начал: духовного и материального или на языке Библии — неба и земли. Это означает, что мир символичен. Т.е. когда я смотрю на видимый мир, я призван к постижению мира невидимого. Например, грустное лицо человека символизирует его душевное состояние. Так я от видимого восхожу к невидимому.

3) Наша вселенная, в том числе и мы сами – это величайшее произведение искусства. Музыка, живопись, архитектура, знания и даже театральные действия, всем этим насыщена наша природа. Греческое слово «космос» переводится, как «украшение» (отсюда слово косметика). Человек – центр и смысл создания вселенной, а мир — это, прежде всего подарок человеку, который даётся ему во владение.

4) В рассказе творения мы читаем неоднократно повторяющиеся слова: И СКАЗАЛ БОГ… И УВИДЕЛ БОГ… И НАЗВАЛ БОГ…ХОРОШО. Эти выражения означают внимательность и заботу к тому делу, которое совершает Творец. Любовь проявляет себя в первую очередь в глубоком внимании к тому, что ты делаешь. Мир – это не тяп-ляп, лишь бы было, как это рассказывается о творении богами в языческих мифах. Христос подтверждает эту мысль, говоря Никодиму: «Ибо так возлюбил Бог мир» (Ин. 3:16).

5) Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною (Быт.1:2). Безвидность, пустота и тьма прекрасное описание не только для первоначального состояния мира, но и для человека, не ставшего ещё на путь совершенства. Концепция макрокосмоса и микрокосмоса хорошо прослеживается в Библии. Творение мира – это пример аскетического образа совершенствования человека. Космос становится совершенным, благим и прекрасным не сразу. 6 дней это путь мира от сырья до величайшего произведения. Таков же путь призван проделать человек. Мы обычно хотим всё и сразу, на чём лукавый обычно ловит нас. Но самый важный аспект заключается в том, что созидает и совершенствует космос Дух Божий (Быт.1:2) и Слово Божье (Быт.1:3). Значит это и мой путь, который должен меня привести к конечному результату: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (Быт.1:31)

6) И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (Быт.2:3) Освящение седьмого дня означает, что Бог не бросил своё творение, но продолжает его поддерживать и участвовать в его жизни. Это элементарная логика любви.

Подводя итог нужно сказать, что отсутствие целостной картины мира, приводит к непониманию своего пути и призвания, приносит в душу ужасный хаос, который мучает человека, высасывает из него все силы. Потому и Библия начинается с того, чтобы человек изначально усвоил Божественный взгляд на мир и уже выстраивал свою жизнь в соответствии с поставленными целями и задачами.

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии.

Перейти к верхней панели