Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

О красоте

Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его. (Пс.26:4)
О красоте

О красоте

Одна моя знакомая рассказала, как к ней в гости пришли её друзья. Среди гостей была очень красивая молодая девушка. Но эта красавица весь вечер ругалась, злилась и несла всякую чушь. И вот хозяйка рассказывает мне, как злоба помрачала и обесценивала её красоту.

Мне сразу вспомнился философ Сократ со своим размышлением о красоте. Он говорит, что если мы скажем, что такой-то цветок прекрасен, то я спрошу, почему он прекрасен? И если мне будут говорить, что он прекрасен, потому что у него красивые жёлтые лепестки и т. д., то я отвечу, что совсем не поэтому! И дальше он начинает рассуждать о том, что в мире существует невидимая, сущностная, объективная, духовная красота и этот цветок связан, как бы невидимыми нитями с этой мистической красотой и поэтому он прекрасен. И ведь действительно, дать определение, что такое красота до сих пор не получилось. Все признают, что она существует, но никто не знает что это такое.

Есть, например, девушка, внешне не очень симпатичная, но она принимает себя и свою внешность, от того и счастлива, а потому и красива. А есть у меня одна знакомая, которая и так очень красивая, но она не вылезает от косметологов  и пластических хирургов. Казалось бы, почему? Потому что, есть такая психологическая болезнь неприятия своей внешности, которая называется «дисморфофобия». Проще говоря, болезненная зацикленность на своём теле. Почти вся индустрия красоты цветёт на фундаменте этой болезни. Но ещё премудрый Соломон прекрасно высказался об этом: миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. (Прит.31:30)

Есть в нашей Церкви такой сборник аскетических творений, в котором собраны лучшие сочинения святых отцов о духовной жизни. Сборник этот называется «Добротолюбие», по-гречески «Филокалия», состоящий из пяти томов. Дело в том, что буквальный перевод  этого сборника с греческого будет таков: «Любовь к прекрасному». На языке аскетики красота и добро – это одно и то же. В этих сочинения рассказывается, как приобрести добродетель, уподобившись Богу. Или лучше сказать, как стать прекрасным. Ведь добрый человек всегда красив, даже если внешне он чудовищен, а злой всегда некрасив, даже если она «мисс мира».

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Николай Заболоцкий 1955 г.

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии.

Перейти к верхней панели