Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

От уважения к любви

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. (Матф.5:22)
От уважения к любви - Паздеры

От уважения к любви

Я помню, когда поступил в монастырь, мне объяснили, что к каждому человеку нужно обращаться по имени, причём в полной форме: Александр, Геннадий, Алексей и никаких кличек и прозвищ. Мне показалось это настолько непривычным и глупым, что я вспомнил фильм «Джентльмены удачи», где такая же ситуация рассматривалась в комичном свете. Но впоследствии я увидел всю мудрость этой практики.

Господь сказал, что любовь к Богу и любовь к ближнему являются главными Евангельскими заповедями. Согласитесь, что начиная с первых шагов духовную жизнь, полюбить ближнего невозможно. Первое, чему должен научиться христианин, так это уважение к ближнему, которое выражается в почтительном обращении к нему. Невозможно любить того, кого не уважаешь. Но если мы останемся только на уровне уважения и не будем стремиться к любви, то, скорее всего, превратимся в лицемеров. Внешне будем почтительны, а сердце будет наполнено надменностью и презрением.

Иисус показывает, каким образом человек доходит до лютой ненависти к человеку. Сначала возникает гнев, потом гнев выражается в оскорблении словом «рака», которое обычно переводят, как пустой или дурак, а за называние человека «безумным», или как звучит в славянском переводе «урод», грозит уже геенна огненная. Что же такое произошло с сердцем человека, что за слово «безумный» он должен идти в геенну огненную? Попробуем разобраться. В нашей бытовой речи мы очень легко можем назвать кого-либо безумным или уродом. Я думаю, что сейчас есть современное слово более экспрессивное и подходящее на замену, которое звучит как «биомусор». В комментариях под роликами в ю-тубе это слово очень популярно. Почему один человек видит другого человека, как просто мусор? Ведь мусор – это то, что не имеет ценности, то отчего нужно быстрей избавиться и выбросить на помойку. Именно таким образом дьявол смотрит на человека, это его взгляд и его мысли.

Немецкий философ Кант вывел главный нравственный императив, т.е. закон: Человек – цель, а не средство! Может быть и получается, что я смотрю на человека своим потребительским взглядом и чего-то жду от него, а он не такой, как мне хочется, не так себя ведёт. И вот я уже на первой стадии, во мне зародился гнев, и я раздражён. Вторая стадия начинается, когда я кричу ему, что он тупой дебил, и завершающая третья стадия ставит точку в духовной деградации, когда я подвожу итог: нарожали уродов. Каждый, наверное, слышал, а может и сам говорил, что его окружают одни придурки и идиоты, произнося эти слова, чувствуя при этом удовлетворение и своё превосходство. Такой взгляд на мир и окружающих людей уже при жизни человека погружает его в одиночество и пустоту. И получается, что человек видит не реальность вокруг себя, а свою собственную тьму в каждом ближнем, думая, что эта тьма исходит от другого человека.

Какими же глазами смотрит на нас Христос? Вот, Господь, вися на кресте, умирая и мучаясь от боли, слыша смех и издёвки людей, которым Он делал только добро, произносит очень странные не человеческие слова: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (Лук.23:34) Вот Божественный взгляд на человека, причём на каждого человека, выраженный в словах сострадательной любви. Вот истинная цена человека, как и апостол Павел говорит: вы куплены дорогою ценою. (1Кор.7:23) Бог смотрит на нас не как на биомусор и ублюдков, но как на самое драгоценное сокровище, за которое Он Сам стал Человеком, умер и воскрес. Так и нас Христос призывает к тому, чтобы мы всеми силами очищали свой язык от оскорблений и сердце от гнева, дабы чистым оком смотреть на человека. Даруй же, Господи, нашему сердцу Твой любящий взгляд на каждого из нас, чтобы и мы также смотрели друг на друга.

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии.

Перейти к верхней панели