Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

Кесарево кесарю, а Божие Богу

Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Матф.22:21)

Это, на вид простое, изречение Христа, в то же время является одним из самых сложных для практического применения в жизни.

Кесарево кесарю, а Божие Богу, Паздеры

Кесарево кесарю, а Божие Богу

Сначала, очень кратко, скажем: кому, почему и для чего были сказаны эти слова. В те времена Иудея была оккупирована Римской Империей и, следовательно, все евреи обязаны были платить налог оккупантам. И, каким-то образом, нашлись люди, которые вопрос налогов перенесли в плоскость религиозную. Они считали, что отдавая деньги в казну Рима, тем самым они отрекаются от Бога. Вот и спорили, так это или не так. Решили спросить Иисуса, давать подать Кесарю или нет. Собственно говоря, это была провокация, его хотели подставить. Если он отвечает: «не давать», то его объявляют бунтовщиком и предают Римским властям, если отвечает «давать», то еврейский народ, настроенный патриотично и воинственно должен разочароваться во Христе, как в предателе. И вот, Господь, указывая на изображение императора на монете, произносит эту знаменитую фразу: кесарево кесарю, а Божие Богу, т. о. выводя этот вопрос из религиозной плоскости.

Сразу нужно сказать, что вопрос церковно-государственных отношений — это один из самых больных вопросов для Церкви. И история этих отношений больше похожа на историю болезни.

Попробуем с политической точки зрения посмотреть на библейскую историю. Первое государство в Библии называлось «Рай». Царём был Бог, люди были гражданами и жили по законам, которые дал Творец. Но, человек решил, что он и сам всё знает и может без Бога управлять государством. И Господь даёт ему такую возможность. Сел грешный и смертный человек на трон, и началась политическая история. Появлялись империи и исчезали, как, собственно говоря, цари и правители, и так бесконечная круговерть: законы меняются, войны ведутся, земли захватываются и никакой справедливости. Царь Давид в своих псалмах алчет и жаждет, чтобы скорей Господь воцарился, и закончилась скорей эта ужасная человеческая власть. И вот приходит Господь на землю и проповедует Царство Божие. Царство Божие — это полноценное государство, с Царём и со своими законами. Гражданство дело добровольное. И здесь, на земле, выражаясь современным языком, Бог создаёт консульство-посольство Царствия Божия, т.е. Церковь.

Главный духовный вектор в жизни христианина – это ожидание второго пришествия Христа и раскрытие Царства Божьего. В молитве Отче наш мы просим: Да приидет Царствие Твое. А  Символ Веры заканчивается словами: Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Этим эсхатологическим ожиданием пропитан весь Новый Завет. Поэтому Апостол Павел постоянно говорит о том, что невидимое важнее видимого: «когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно». (2Коринф.4:18) Он же подчёркивает, что такие вещи, как местоположение, национальность, социальный статус не имеют первичной важности, потому что не мешают исполнению Евангелия. И, если государственные законы не противоречат евангельским, то соблюдайте, постоянно напоминая, что «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа»(Фил.3:20) Формула жизни на земле для верующего проста: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем»(1Тим.6:8) (Вы довольны?) В душе же у христианина должно быть такое состояние: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». (1Фесс.5:16-18)

И вот потихоньку приближается 20 век. Основной пафос его таков: хватит нам басни про невидимое! Рай будет здесь и сейчас! И понеслось: коммунизм, фашизм, американская мечта, ИГиЛ. Оказалось, что человеческий рай — это концлагерь. Парадигма земного рая так пропитала наше сознание, что теперь политика проникла в каждый дом. На всех каналах в политических шоу бесконечно обсуждают очередной проект очередного рая. Интернет, новости, всё пропитано политикой и, к сожалению, эта тема проникла в церковную среду. Есть группы внутри Церкви, которые ждут не Христа, а какого-то «православного царя». В целом церковный кризис сегодня связан с тем, что Церковь ввязалась в политические игры и вместо веры проповедуется идеология. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что лояльность государства к Церкви страшнее гонений, потому что христианин теряет духовную бдительность. В итоге за его обличения власти, он был изгнан с кафедры и умер в ссылке. Помоги нам Господи не прельститься идеей очередного рая, и вкорени в наше сердце Твои слова: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лук.17:20,21)

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии.

Перейти к верхней панели