Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

Что такое человек

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7)

Что такое человек, Паздеры

Что такое человек

Человек – это самое таинственное существо на планете. Человек не знает что он такое! В этой загадке кроется невероятная мистическая красота! Достоевский написал удивительную по силе мысль: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;  я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Царь Давид, одновременно испытывая восторг и недоумение обращается к Богу: «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8:5) Так в человеке мирно сосуществуют величие и ничтожность, как это гениально выразил Гавриил Державин:

Я телом в прахе истлеваю.
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым объяснил библейскую антропологию так: тело, душа и дух человека созданы из праха земного, а дыхание жизни, которое вдунул Бог, есть нетварная благодать Духа Святого.

Попробуем из этого стиха выделить для себя важные тезисы:

1) Человек – единственное сотворённое существо, соединяющее в себе мир духовный и материальный, или говоря библейским языком небо и землю. (Быт.1:1)

2) Человек сотворён в единстве с Богом, через благодать. Эту связь философ Семён Франк охарактеризовал, как: «истинно человечно в человеке его высшее, «сверхчеловеческое», именно богочеловеческое существо».

3) Богообщение является главным смыслом человеческого существования. Когда дьявол соблазняет Христа в пустыне, прося превратить камни в хлеб, то Иисус отвечает ему такой библейской цитатой: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Матф.4:4) У каждого человека есть такой опыт: например, у вас плохое настроение, вы идёте по улице и встречаете друга, у которого очень бодрое и весёлое настроение и  после общения с ним, у вас вдруг настроение улучшается, солнце светит ярче и птицы радостно поют. Получилось, что при общении, ваш друг смог передать вам своё состояние. Так бывает у человека в богообщении, когда такие божественные свойства как бессмертие, блаженство, радость, любовь и т.д. передаются человеку. Человек с замкнутым «я» постоянно испытывает уныние и тревогу и как следствие, неспособность к творческому самораскрытию, воспринимая себя как вещь, как свою собственность, становясь при этом пленником своего «я». Только выйдя из рабства своей личности, отстранившись от своего материального «я», вступив в общение с Богом он может стать счастливым и постичь свою самоценность.

4) Связь человека с Богом, делает его душой живою. Нужно сразу сказать, что библейские понятия жизнь и смерть означают не то, что мы подразумеваем в обыденной речи. Например, если человек дышит, мы говорим, что он живой, если нет, то мёртв. В библейском понимании эти слова гораздо глубже и шире. Христос говорит своему ученику такие слова: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Матф.8:22), таким образом, Он назвал живых людей мёртвыми. Этот библейский смысл Гоголь обыграл в поэме «Мёртвые души», подразумевая под мёртвыми душами не умерших крестьян, а порочных помещиков.

В Троице-Сергиевой Лавре почти 700 лет лежит в храме преподобный Сергий Радонежский и люди к нему всё идут с молитвой и идут, и несмотря на то, что он лежит бездыханен, его помощь постоянно чувствуют и получают просимое, потому что в библейском понимании он живой.

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии.

Перейти к верхней панели