Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

О танцах в Увинском храме

Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: МЫ ИГРАЛИ ВАМ НА СВИРЕЛИ, И ВЫ НЕ ПЛЯСАЛИ; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали (Лук.7:31-32).

На днях была размещена новость в группе епархии о том, что в Увинском храме был показан детский Рождественский спектакль, конечно же, с песнями, танцами и представлением. И вот под этой новостью комментаторы начали разносить в первую очередь настоятеля храма и участников, обвиняя в нечестии, в неблагоговении, непотребстве и прочих смертных грехах. Пресс-секретарю епархии пришлось удалить эту новость, соблазняющую особых «ревнителей благочестия». Я когда слышу обвинения в нечестии и тем более в богохульстве, то всегда почему-то вспоминаю величайшего праведника Ветхого Завета Иова Многострадального и самого Иисуса Христа, которых в этих самых грехах и обвиняли.

Поэтому начну с небольшого расширения кругозора недовольных комментаторов. Сначала объясню, почему Литургия св. Иоанна Златоуста, которая в основном служится у нас в храмах, не могла появиться в таком виде в первых апостольских общинах. Византийская Империя, в которой и распространялось христианство, как известно, образовано греческой культурой. Именно Греция является родиной театра. Комедии, трагедии, драмы и т.д. придуманы именно здесь. Изучения произведений драматургов Софокла, Эсхила и Аристофана и их произведений входило в элементарное образование. Так вот, наша Литургия с её облачениями, малыми входами, великими входами и т.д. это язык театра, перенесённый в богослужение. Но есть значительная разница. Священник не актёр, т.е. он не играет Христа, а является Его иконой, символом, изображением. Например, малый вход во время «блаженных» символизирует выход Христа на проповедь, а огонь свечи, которую выносит алтарник перед священником – свет учения Христова. Вот актёр Мел Гибсон играет Иисуса Христа в фильме «Страсти Христовы», т.е. он себя отождествляет с ним, а священник нет. Вся Литургия имеет главную цель – раскрыть в священнодействих всю евангельскую историю, от Рождества Христова до Его Второго пришествия. Протестанты, например, в большинстве своём категорически отвергают облачения и подобные литургические представления, поскольку у апостолов этого всего не было. Ну, правильно, иудейская культура вообще не знает театра, потому и Литургии апостольские были очень просты: пение псалмов, молитвы, проповедь и Причащение. Но это не значит, что они отвергали бы иной язык прославления Бога! Апостол Павел вообще боролся за культурную свободу, против догматизирования национальных особенностей. Что и выразил блаженный Августин: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие и во всем любовь».

Теперь о танцах. Я как понимаю, именно они более всего возмущают ревнителей. Давайте откроем Библию и посмотрим какие-нибудь эпизоды с танцами и отношение к ним.

1) И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна. Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод.  (2Цар.6:13-14) Давид скакал, т.е. танцевал и плясал из всей силы перед самой великой святыней Израиля – Ковчегом Завета, т.е. почти в алтаре. И представляете, его жене стало стыдно за Давида: Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем. (2Цар.6:16) И сказал Давид Мелхоле: пред Господом плясать буду. И благословен Господь, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом ИГРАТЬ И ПЛЯСАТЬ БУДУ; (2Цар.6:21) Так уж человек устроен: в покаянии тело стремится на колени, а в радости плясать и танцевать хочет! Православные африканцы используют танец в Литургии и на Крестных ходах, потому что танец – это их культурный язык.

2) И ещё такие танцы бывают: Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. (Матф.14:6-7) Бывает стриптиз, который направлен на разжигание похоти и греха. И конец его был убийство пророка Иоанна Крестителя, как мы все знаем. Танцы Пусси Райт сюда же можно отнести.

А теперь, дорогие мои ревнители благочестия ответьте на вопрос: кому подобны маленькие девочки, одетые в звёздочек и показывающие в храме спектакль о том, как родился Христос, как они ему в радости поют, как танцуют перед Ним? Неужели – это нечестие?! Неужели – это богохульство?! Вам мерзко на это смотреть?! Это детская проповедь о Христе, это евангельские события воспетые детьми! Зёрна от плевел отличать надо и не забывайте:  Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! (Ис.5:20)

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии

Перейти к верхней панели