Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

О молитве

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Матф.6:6).
О молитве - Паздеры

О молитве

Один священник рассказал очень поучительную историю. У него на приходе есть женщина, которая помогает при храме. Она всегда вся в чёрном и репутация у неё как «супер-благочестивая-молитвенница». На ней всегда строгое лицо и с утра до вечера она читает каноны и акафисты. И случилось у неё такое искушение: от неё ушёл муж к другой женщине. Она впала в такое отчаяние, что сам священник и прихожане были удивлены такой реакции. Казалось бы, такая сила и такая вера должны были выдержать все испытания, но это только казалось. И священник дал ей такой совет: отложи все твои каноны и акафисты и обратись к Живому Богу и свои словами вырази свою скорбь и попроси, чтобы Бог вернул мужа в семью. Она так и сделала и вскоре муж вернулся. Что же это за такое состояние интересное, попробуем разобраться.

Человек очень нуждается во взгляде «другого». Например, детские крики: «Папа, смотри, что я сделал» или «Мама, смотри, как я умею» и т.д. Чужой взгляд может ввести меня в возбуждённо-полуэйфорийное состояние, которое придаёт мне силы совершать великие подвиги или наоборот, может погрузить в чувство глубоко стыда, которое парализует меня. Собственно говоря, трагедии актёров и иных медийных личностей связаны с тем, что вся их жизнь строилась и питалась взглядом зрителей. Пока на меня смотрят – я существую, я могу, я делаю. А потом перестают смотреть, и я перестаю чувствовать землю под ногами. Вот и начинаются алкоголь, наркотики или какое-нибудь безумие, как крик-просьба: посмотрите на меня, поговорите обо мне, потому что «я есть», «я существую».

Одна знакомая женщина «как бы невзначай» сказала мне, что она всю ночь молилась Иисусовой молитвой. Но для чего это должен знать посторонний человек?! Кому эта молитва была обращена?! Разве я должен быть зрителем и свидетелем её молитвы?! Свт. Феофан Затворник говорит, что в молитве должно быть живое чувство присутствия Бога. Если этого чувства нет, то человек может искать «взгляд человеческий». И тогда человек может стать актёром: все молитвы, посты, строгое лицо, бесконечная экзальтация становятся просто ролью. Самое страшное, что эта актёрская маска врастает в истинное лицо, и уже не отдерёшь её. Внутреннее чувство пустоты не является чем-то страшным, как раз наоборот, это прекрасный повод искать Бога. Пророк Давид говорит в Псалтири: «Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи». (Пс.26:8) Если я Его не чувствую, зачем мне притворяться, как будто он всегда со мной?! Именно в этой внутренней пустоте я делаю сознательный выбор: либо ищу Его как Суламита в Песни Песней: «Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви» (Песн.5:6-8), либо расстаться, как сделали некоторые из учеников Христа: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Иоан.6:66).

Нужно понять самую важную вещь: Бог всегда обращён Лицом к каждому из нас. Апостол Пётр смотрит на Христа и идёт по воде (Матф.14:29), а в другом месте Господь взглянул на Петра (Лук.22:61) и вот апостол уже рыдает, не вынося своего предательства. Есть в Библии такая характеристика одного из праведников: и ходил Енох пред Богом (Быт.5:24). Ходить пред Богом означает всецело стремиться к любящему взгляду Бога. Ведь любящим друг друга достаточно одного взаимного взгляда в молчании. Бог самый прекрасный мой зритель и самый верный мой слушатель. У Него всегда есть время посмотреть на меня и выслушать все мои проблемы и падения. Он дополняет меня и мне не нужно быть перед Ним в маске. Если, конечно, у меня есть капелька доверия к видящему Отцу (Матф.6:6).

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии.

Перейти к верхней панели