И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу (Исх.35:30-33)
Корней Иванович Чуковский находясь в «Эрмитаже» стоял у картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Дело было в советское время. Там же стояли две молодые девушки, обсуждавшие, что же изображено на картине. Одна из них спросила, указывая на отца: кто это? Вторая ответила: поп, наверное. Тогда Чуковский осознал, что всё шедевры мирового искусства, которые большей частью христианские, закрыты от советского человека. Гулять по мировым музеям, рассматривая экспонаты, не прочитав Библию – бесполезно. Невозможно понять всю красоту картины Рембрандта, не зная притчу о блудном сыне.
Что же такое искусство и какова его роль в жизни человека? Один из культурологов сказал, что искусство является самой неуловимой из всех загадок человеческой культуры. Искусство с древних времён в первую очередь было религиозным. Это попытка отразить духовный опыт в материальных символах. Можно сказать – это создание иной реальности. Например, античная эстетика во всём пыталась отразить гармонию и красоту, для того чтобы приобщить и воспитать в человеке чувство прекрасного. Искусство имеет огромную силу влияния на человека. Гитлер превратился в «Гитлера», слушая музыку Рихарда Вагнера. Советский учёный биофизик Виталий Крюков, изучавший мозг человека, зашёл в Церковь, чтобы с научной точки зрения понять, как церковное пение влияет на мозг. В итоге сам стал певчим в храме, а потом постригся в монахи.
Всякому произведению искусства мы можем задать вопрос: «что ты от меня хочешь»? Чтобы я полюбил или чтобы я возненавидел? Чтобы я стал спокойным или чтобы стал буйным? Какие чувства, и какое состояние вытягивает из меня то или иное произведение искусства, и к какому духу хочет меня приобщить? Потому апостол Иоанн Богослов предупреждает нас: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. (1Иоан.4:1) Вообще нужно сказать о том, что природа человека по смыслу своему творческая. Философ Николай Бердяев, размышляя о способности человека творить, пишет: «Таков замысел Божий о человеке, что природа человеческой личности творящая. Вне творчества нет личности. Творческий инстинкт в человеке есть бескорыстный инстинкт, в нем забывает человек о себе, выходит из себя. В этом существо творческой психологии».
Нам нужно помнить самое главное, что величайшим произведение искусства является сам человек. И всё искусство имеет прямую цель — помочь человеку возделать себя. Вдохновение от Бога содействует человеку в творчестве, к духу которого смогут приобщиться следующие поколения. Поэтесса Олеся Николаева очень хорошо выразила мысль, что «все евангельские заповеди и есть «правило творчества». Все евангельские блаженства – и есть блаженства творчества». Русский филосов XIX века Владимир Соловьёв говорил о том, что истина, красота и добро, дополняя друг друга, образуют нечто вроде положительного единства. Истина не есть красота, а красота не сводится к добру, но, тем не менее, каждая из трех ценностей в определенном смысле указывает на другую. Подобно тому, как в человеке ум, сердце и воля образуют единство, так едины — истина, красота и добро.
Как получилось, что искусство
Столетьями стремилось ввысь,
Облагораживая чувства
И возвеличивая жизнь, —
И вдруг обрушилось с вершины,
Скатилось в кич и пустоту,
Без всякой видимой причины
Утратив древнюю мечту.
Мечту о высшем и безбрежном,
О совершенном и простом,
О дерзновенье безнадежном,
Живя смиреньем и постом.
Утратив цель и вдохновенье,
Искусство превратилось в тленье.
(Автор стихов Валерия Ливина)
Автор: монах Ефрем (Метс)
P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии.