Монастырь в честь "Тихвинской" иконы Божией Матери с. Паздеры

О татуировках

Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]. (Лев.19:28)

Поскольку мода на татуировки всё более распространяется в наше время, то хотелось бы поделиться двумя случаями, с которыми я лично столкнулся.

Один молодой человек приехал в монастырь поговорить со мной. Ему на тот момент было 20 лет. 6 лет назад погиб его отец, которого он очень любил и был сильно к нему привязан. Ну и после того, как мы поговорили, он показал мне огромную татуировку на руке, сказав, что он сделал её в память об умершем отце. Размышляя над этим его поступком, я пришёл к таким выводам: у него есть внутреннее болезненное переживание, которое мучает его, и он не знает, что с этим делать. Всякая сердечная боль ищет выхода наружу, она должна во что-то воплотиться. Если такая ситуация происходит с человеком верующим, то всякого рода переживание находит своё отражение в первую очередь в молитве, как в личной (каждое утро чтение помянника), так и в церковной (проскомидия, панихида). Причём молитва помогает, не только самому молящемуся смириться с потерей и передать умершего в руки Божьи, но и тому, о ком он молится, в данном случае его отцу. Связь, разорванная на земле, обретает своё продолжение в мире духовном. Единственное, что пришло ему в голову, так это выразить свою боль утраты, сделав себе татуировку. Он думал, что это как-то поможет пережить боль, сохранить память об отце и преодолеть обиду. Конечно же, это не помогло, и помочь не может. Но этот молодой человек вырос и воспитывался в среде, где не учат таким вещам.

Второй случай такой. Одна моя знакомая приехала с мужем в монастырь. Она — молодая мать одиночка и всеми силами стремилась выйти замуж. Наконец-то это получилось! И вот она решилась похвастаться, что они вместе с мужем сделали одинаковые татуировки на спинах, изобразив какой-то эзотерический символ. В этой ситуации я думаю, что она всеми силами хочет, чтобы брак сохранился и был удачен. В свои силы она не верит и эта татуировка должна исполнить некую связующую магическую роль. Причём сам человек чаще всего свои мотивы не осознаёт, ну придумала и придумала, вот и сделала. Так что же является залогом сохранения брака? Где тот Источник, из которого можно черпать любовь? Для верующего человека ответ вполне очевиден: только христианская добродетель позволяет сохранить любовь. Совершая грех, человек получает чувство ненависти к самому себе, и эта ненависть проецируется на своих ближних, ну и само собой на Бога. Опять же, чтобы это понимать, нужно стоять на евангельском пути.

Я рассказал о двух случаях и о том, что я увидел за фасадами рисунков нанесённых на тело. Разные есть мотивы у людей делать себе татуировки. Но если сделать некое обобщение, то можно сказать, что человек всегда стремится к изменению себя, поскольку создан не только по образу, но и подобию. Но возникает вопрос: что менять? Внутреннее или внешнее? Быть или казаться? Я знаю точно одно, если человек живёт постоянным внутренним евангельским совершенствованием, то сам вопрос о татуировке даже перед ним не встанет. Потому что, кто стремится к чистоте душевной, тот и не найдёт смысла рисовать на своём теле. Не будем никого осуждать и презирать, помня, что за каждым таким рисунком может скрываться боль или элементарное стремление к счастью. Потому, спросите себя, сможете ли вы помочь человеку разобраться в себе, если кто-то из близких скажет вам о своём желании сделать татуировку? Без криков и споров, которые могут только вызвать обратный эффект.

Автор: монах Ефрем (Метс)

P.S. Этот текст публикуется в рамках рубрики толкования трудных мест Библии.

Перейти к верхней панели